|
(Немного об очевидном)
Сегодня очень широко распространено мнение, что главным
двигателем прогресса является лень. Но это мнение не
совсем правильно. Ибо лень хоть и действительно
двигатель прогресса, но всё же далеко не главный.
Ведь ленивы, например, и ленивцы, и черепахи, и улитки.
И ещё миллионы других видов животных. Чрезвычайно
ленивы даже хвалёные муравьи и медоносные пчёлы:
на 96-97% из таких ленивых рабочих особей состоит
население любого муравейника или улья. То есть лень как
отсутствие желания тратить энергию распространена в
живой природе чрезвычайно широко. Однако наибольших
успехов, триллионократного превосходства над всеми
прочими ленивыми животными в плане прогресса достигли
именно люди.
Тогда, может быть, двигателем прогресса является разум?
Но кора головного мозга главное вместилище высшей
нервной деятельности у китообразных равна или даже
превосходит величиной кору головного мозга человека. Тем
не менее чрезвычайно интеллектуально продвинутые дельфины
тоже отстают от человека по части прогрессирования в
десятки тысяч раз.
А может быть, главным двигателем прогресса является
стремление, тяготение как можно больше получать,
прикладывая при этом как можно меньше усилий? Это то,
что обычно называется жадностью и что, по сути, близко
к той же лени и что всё так же точно свойственно
очень многим из живых организмов (например, всем "внешне"
запасающим животным типа пчёл, муравьёв, хомяков,
сеноставок, сорокопутов и т.д.). А не одному
только человеку.
В реальности главный инструмент нашего, человеческого
прогресса это, конечно же, наши "костыли", наши
подпорки под интеллектуальную деятельность. То есть так
называемая "материальная культура". И в самую первую
очередь, естественно, всевозможные средства производства.
Сия материальная культура позволяет нам, людям, вне
зависимости от слабостей нашей мозговой памяти очень
крепко "запоминать", годами и тысячелетиями оставлять
неизменными, не терять полезные достижения. Ну а
органическим дополнением к вышеупомянутым подпоркам
являются, понятно, органы для очень успешного
использования данных подпорок под интеллектуальную
деятельность. То есть, в частности, наши руки, особо
хорошо приспособленные для всевозможных манипуляций с
предметами.
20.05.2017
Уважаемый Материалист, нет ли у Вас противоречия
между вот этими рассуждениями:
"И только миллионы лет спустя человек начал обширно
применять в орудийной деятельности разум. То есть
начал делать изобретения (как средства решения
проблем, возникающих противоречий), делать новации
не в результате естественного отбора случайных проб,
а в результате моделирующей деятельности мозга.
И это стало заметно увеличивать успехи
в воспроизводстве нашего вида.
Но нужно отметить, что наши успехи пошли по
экспоненте не столько из-за
наличия у нас разума (несомненная высшая нервная
деятельность имеется и у дельфинов, но эти
бедолаги прозябают в безнадёжной первобытности,
дикости), сколько в результате создания,
накопления, расширения, обогащения
именно
материальной культуры.
Даже наша нематериальная культура, то бишь знания
это мелочь по сравнению с искусственно
преобразованной средой. А наш разум это мелочь
даже по сравнению со знаниями".
То есть получается, что разум (моделирующая
деятельность мозга) стал изобретать разные
нововведения, стал создавать, накапливать,
расширять и обогащать материальную культуру.
И в то же время разум мелочь (равно как
и знания).
Но ведь без разума не было бы этих
нововведений, не было бы создано, накоплено
и расширено пространство материальной культуры.
Строго выражаясь, культура в нынешнем виде и
возникнуть без разума не могла.
Или я неправ в этом рассуждении?
Уважаемый Историк, вынося самую низкую оценку роли
разума в успехе человеческого общества, я исхожу
из рейтинга жизненных успехов различных видов
животных.
Вот я уже упомянул про китообразных. Имеется ли у
них разум? Да, имеется. И причём действует с дикой
силой. У меня об этом написано в тексте
про кризис
научной фантастики: исследователи видят, что
дельфины несомненно и успешно передают друг другу
весьма абстрактную, заметно отвлечённую от
конкретики информацию посредством звуков (недавно
пойманный дельфин узнаёт в процессе интенсивного
общения от дельфина бывалого, какие придумки со
стороны дельфинологов ожидают его, новичка, в
экспериментальном бассейне), но в этой информации
всякий раз нет тех определённости и повторяемости,
которые присущи привычным для нас человеческим
языкам.
Один исследователь предположил, что в языке
дельфинов понятия как обозначения представляют
собой копии звуковых отражений от предметов.
Я же считаю, что этого мало, что на копировании
одних лишь звуковых отражений от неоднородностей
внешней среды далеко не уедешь, что всё равно
требуется более полноценная система понятий.
И эта система понятий, фактический язык
например, для двух контактирующих дельфинов
всякий раз, судя по всему, создаётся заново.
То бишь то, что у нас как у индивидуумов имеет
место лишь в зародыше, а полностью возникает
только, во-первых, в больших
коллективах, а во-вторых, только на
протяжении многих лет, у двух дельфинов легко
возникает в течение нескольких часов. (Вообще,
это всего лишь перепев старой идеи Роберта Шекли из
рассказа
"Может,
поговорим?")
А про кору больших полушарий дельфинов,
превосходящую по размерам нашу тоже
бесспорный орган высшей нервной деятельности
я уже писал.
Таким образом, повторяю, у китообразных имеется
высшая нервная деятельность.
Но каковы успехи этих бедолаг в плане выживания?
А таковы, что китообразные полностью или частично
истреблены. То есть ничем не отличаются в данном
плане от миллионов неразумных видов животных.
В то же самое время на нашей планете имеются
такие виды явно неразумных животных, которые в
течение сотен миллионов лет очень успешны. Это,
например, термиты и муравьи. Те и другие имеют
биомассу бо́льшую, чем все прочие насекомые,
вместе взятые.
Эти неразумные существа, как известно, занимаются
масштабной производственной, орудийной общественной
деятельностью: возводят огромные термитники или
системы подземных жилищ с грибными плантациями
(выращивание особых грибов это основное
занятие большинства видов муравьёв).
Кто как, а лично я считаю, что орудие
это не только примитивный камень в клюве
стервятника, но и бобровая плотина, долго и
целенаправленно возводимая и преобразующая
экосистему тысячегектарного леса, и термитник
как полноценный дом десятиметровой высоты.
Позволяющий такому влаголюбивому и нежному,
такому плохо защищённому внешними покровами
виду животных, как термиты, забивать собой
территории даже полупустынь.
Соответственно, я и прикидываю: в том случае, если
имеются и разум, и социальность, и гуманизм
как у дельфинов но нет материальной культуры,
нет развитой системы длительно сохраняющихся орудий
(звуковые лучи это, конечно, тоже орудия,
заставившие разум развиться, но слишком эфемерные
для масштабной передачи полезных наработок от
предков к потомкам), то успех в воспроизводстве
находится на среднем, на "дикорастущем" уровне.
В том же случае, когда никакого разума нет
как у муравьёв но имеется материальная
культура (хотя бы как у кораллов Большого
Барьерного рифа) и такое непременное средство её
передачи, как коллективность, колониальность, то
успех в воспроизводстве оказывается выдающимся.
Вы написали про разум:
"Но ведь без разума не было бы этих нововведений,
не было создано, накоплено и расширено пространство
материальной культуры. Строго говоря, культура в
нынешнем виде и возникнуть без разума не могла.
Или я неправ в этом рассуждении?"
Да, конечно, разум штука хорошая и
потенциально дико мощная. Но ведь в мире пока
существует бионика (помните довольно известную
до сих пор радиопередачу "КОАПП":
"Комитет
Охраны Авторских Прав Природы"?), то есть
наука, ищущая прототипы человеческих
изобретений в неразумной природе.
Иными словами, неразумная природа благодаря
своему очень длительному существованию наделала
эволюционным путём изобретений больше, чем всё
разумное человечество. Правда, существующее в
полтысячи раз меньше, чем неразумная природа.
То есть разум, вообще-то, берёт
разгон и в дальнейшем при "машинизме"
несомненно, добьётся величайших успехов.
Но пока у него, во-первых, имелась
более-менее адекватная
замена, а во-вторых, он
проявлял себя далеко не зубодробительно.
Реально зубодробительно по части
успехов в расширенном воспроизводстве
проявляли себя пока только орудия
и связанная с ними коллективность.
Повторяю: первоочередной и огромный
успех приносит не столько разум, сколько
устойчивые продукты орудийной деятельности.
Так что давайте будем материалистами. То
есть давайте исходить не из возвышенных
и привычных представлений, а из
достигнутых результатов. Судят ведь по
факту, по результату действий, а не по
намерениям и потенциям.
26.12.2017
| |