Любителям биологии и бионики известно
такое изобретение природы, как глаз
лягушки. У лягушки очень мало мозгов, а в
окружающей обстановке ей как хищнице
нужно ориентироваться очень чётко и
быстро. Вот, стало быть, эволюция и
сварганила методом естественного отбора
следующее приспособление: пока мир
относительно глаза лягушки неподвижен, он,
мир, глазом фактически не воспринимается. А
выглядит как однородная непроницаемая
серая пелена (это я знаю по собственному
опыту).
Восприятие же и, соответственно, обработка
информации скудными мозгами начинаются у
лягушки только при изменениях окружающей
картины: эти изменения "выскакивают" из
серой пелены, и лягушка их замечает и на
них реагирует. То есть хватает маленькое
изменение например, комара, или
спасается от большого изменения например,
от голодного француза.
Но, как показали дальнейшие исследования
учёных, глаз лягушки имеют вообще все её
эволюционные потомки в том числе и мы,
люди. Однако у нас природа внесла в
зрительный аппарат следующее новшество:
тремор, то есть мелкое непроизвольное
дрожание глазных мышц. Именно из-за него
мы и не можем удерживать взгляд на одной
точке: через несколько секунд нацеленного
смотрения наш взгляд в результате
непроизвольных микродёрганий глазных мышц
сползает немного в сторону от выбранной
точки.
Когда же учёные надёжно зафиксировали глаз
добровольца, то он уже через несколько
секунд начал видеть перед собой однородную
пелену, то есть перестал различать мир.
Однажды я в течение примерно получаса
заставлял себя смотреть в одну точку, и в
итоге глаза начали меня "слушаться", и я
тоже увидел эту серую пелену, и тоже
перестал воспринимать мир как яркую и
разнородную картинку.
Насколько я понимаю, мы, живые существа,
вообще по всем направлениям устроены так,
что воспринимать можем только изменения,
только меняющееся меняющееся хотя бы
немного, хотя бы в рамках микродёрганий.
Например, тепло воды мы воспринимаем лишь
до тех пор, пока наша рука не потеплеет до
температуры воды, вкус блюда мы воспринимаем
лишь пока этот вкус новый. А также быстро
перестаём ощущать один и тот же запах.
Несомненно, всё сообщённое касается и звуков.
То бишь если звук идеально ровный, то уже
через полсекунды мы перестаём воспринимать
его как раздражитель, как элемент яркого
мира. И этот звук превращается для нас в
элемент однородной пелены.
Вернуть яркое восприятие звука могут
правильные его изменения. Эта правильность
заключается в выполнении внешне
противоречивых требований: с одной стороны,
звук меняться не должен чтобы мы
воспринимали его как постоянный, как один и
тот же, как долго длящийся определённый звук.
Но, с другой стороны, звук этот должен
всё-таки меняться, причём меняться ярко,
заметно чтобы наше восприятие этого звука
не притупилось, осталось ярким, не
отключилось.
Данное радикальное, на первый взгляд,
противоречие ликвидируется следующим приёмом.
Общий, главный тон звука остаётся неизменным,
а вот обертоны сильно меняются, "пляшут"
вокруг одной точки. Или другой вариант: высота
звука остаётся неизменной, но его громкость
"пляшет" вокруг одной точки. Или высота звука не
постоянна, а немного "пляшет" вокруг одной
точки.
Именно это явление пляски громкости, обертонов
или главного тона вокруг одной точки и
называется вибрато.
Которое сразу делает истошный визг белькантоМ,
а душераздирающий скрип звуками скрипки. Иными
словами, якобы крайне важный тембр голоса на самом
деле имеет далеко не первостепенное значение. Голос
может быть даже сильно хриплым как у Луи
Армстронга
или как у Криса Нормана.
Chris_Norman.mp4
Но хорошее вибрато делает и эти провальные по
тембру голоса́ вполне музыкальными.