Наиболее нелепые или скучные места данного текста представляют
собой цитаты из следующих материалов:
Война (арт-группа) — Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мандзони,_Пьеро
http://free-voina.org/post/26409483756
Стенограмма заседания учёного
совета ИИИ АН СССР 25 января 1959 г.
На выставке авангардной арт-группы
"Войнючки", как обычно, было безлюдно.
Кретино-активный лидер арт-группы,
современный художник Леонид по прозвищу
"Лёня Чокнутый", сидел в углу и сочинял
очередной арт-манифест
"Войнючек".
Арт-манифест насчитывал уже
полдюжины пунктов типа
"Мы — арт-мастера символического
акционизма";
"Хватит копировать чужие арт-стратегии и
эксплуатировать чужие
арт-наработки";
"Мы создадим арт-активистов и вложим в них
наши арт-идеи";
"Мы начнём действовать как партизанский
арт-отряд в гражданской
освободительной арт-войне
народа против оккупационного режима";
"Мы сами станем арт-бандитами,
арт-партизанами,
арт-террористами. И призываем
всех последовать нашему
арт-примеру";
"Мы уже доказали, что гражданам принадлежит
арт-право переворачивать
мусоровозки, как только им это приспичит.
Теперь наша главная задача — ещё шире
раздвинуть рамки свобод для обычного
арт-революционера. Нам нужны
художники, чтобы трансформировать искусство
в арт-политику".
Коллега Леонида по арт-группе "Войнючки",
ещё один современный художник по имени
Олег и по прозвищу "Козлёныш", позёвывая,
ходил по залу и обновлял выставленные
арт-объекты.
Почти все они представляли собой заключённые
в рамки или выложенные на подставках
арт-объедки, которые участники
арт-группы "Войнючки" собирали
на ближайших помойках.
Современный художник Олег постоянно мечтал,
чтобы какой-нибудь тупой и
внушаемый богач купил наконец за
пару-тройку миллионов долларов
— обычную цену творений Джексона
Поллока или Энди Уорхола — хотя бы
один отечественный арт-объедок.
Гулко хлопнула уличная дверь, открылась
внутренняя дверь вестибюля, и в помещение
выставки вошли двое посетителей:
широкоплечий двухметровый детина и
среднего роста очкарик.
— Скажите, это здесь происходит эвент
арт-группы "Войнючки"? —
спросил очкарик.
— Здесь, здесь, — гостеприимно
заулыбался давно скучавший по зрителям
современный художник Леонид. —
Хотите что-нибудь
посмотреть?
— Да, если можно. — Очкарик и
детина принялись с любопытством крутить
головами, приглядываясь к расставленным
по залу предметам.
— Экскурсию по нашему эвенту лучше
всего начать, — объявил современный
художник Леонид, — знакомством вот
с этим экспонатом: перед вами
инсталляция под названием "Битые кирпичи.
Арт-объект № 1".
— А кто автор данного произведения?
— поинтересовался детина,
разглядывая большую кучу грязных кирпичей.
— Автор — вся наша арт-группа,
— с гордостью произнёс современный
художник Леонид. — А вот это —
инсталляция "Битые кирпичи.
Арт-объект № 2".
Впечатляет?
— Да, очень впечатляет, —
согласился очкарик. — А можно показать
что-нибудь ещё, кроме битых
кирпичей?
— Разумеется, можно, — приглашающе
взмахнул рукой современный художник Леонид.
— Давайте пройдём вон туда, в конец
зала. Да-да, сюда. Вот это,
— Леонид указал на подвешенные к
потолку гирлянды пустых консервных банок,
— воздушная инсталляция "Трофеи из бака.
Арт-объект № 48". Можете
подёргать инсталляцию за верёвочку.
Посетители по очереди подёргали за верёвочку,
и консервные банки нестройно загремели.
— Их звон символизирует похороны старого
и прогнившего искусства, — торжественно
сообщил современный художник Леонид.
— Всего лишь символизирует? —
сочувственно переспросил очкарик. —
Значит, до реальных похорон пока далеко?
— Не так уж и далеко, —
назидательно изрёк подошедший с дальней
стороны выставки современный художник Олег:
он был в арт-группе
специалистом по замудрёным выступлениям
перед публикой. — Старое искусство со
всеми этими бездарными Леонардами,
Рафаэлями, Тицианами и прочими
мозгополоскателями всё более и более остро
нуждается в благодетельном уничтожении.
— А место старых мозгополоскателей,
как я понимаю, должны занять вы сами?
— проницательно предположил детина.
— Всё правильно, — кивнул
современный художник Леонид. —
Это главный пункт нашей
арт-программы. Публике уже
давно пора очистить мозги от застойных
стереотипов, чтобы она могла без помех
впитывать искусство
арт-революционеров.
— Простите, но где они —
арт-революционеры? —
принялся удивлённо оглядываться очкарик.
— Так это мы и есть, — с
энтузиазмом отрекомендовались современные
художники.
— Что-то я тут нигде не замечаю
особой революционности... — с
сомнением почесал нос детина.
— Давайте пройдём сюда, —
многообещающим тоном позвал современный
художник Леонид. — Всё вот это
— плакаты с мест нашего
символического акционизма.
На стене висели разнокалиберные плакаты с
надписями: "Кутькин план", "Я хочу халву
есть, я хочу на Кутьку сесть" и "Сношайся
за наследника Медвежонка".
— Ну как, не слабо? Революционно? —
заранее купаясь в лучах восхищения, наперебой
принялись выспрашивать у посетителей
современные художники.
— Знаете, что меня здесь озадачивает?
— разочарованно вздохнул детина. —
Почему у столь вроде бы радикальных
протестантов на всех их лозунгах фигурируют
сплошь малопонятные "Кутьки" и "Медвежата"?
Зачем революционерам размениваться на эти
мелочи? Может быть, всё дело в том, что
данные якобы революционеры вовсе не
сотрясатели основ, а просто сотрясатели
воздуха?
— Ну что ты, что ты, — принялся
увещевать детину очкарик. — Разве можно
о таком говорить? Нам же объяснили: это
символический акционизм...
— Да, да, — подтвердили оба
современных художника. — Вы знаете, что
наше арт-представление
"Мордовский час" признано газетой "Re:
акция" самым хулиганским перформансом?
— Газетой "Re: акция"? О, неужели самой
газетой "Re: акция"? —
преувеличенно заахал детина. — А её,
часом, не вы сами издаёте?
— Нет, её издают наши друзья, —
назидательным тоном возразил современный
художник Олег.
— Ах, вон оно что: ваши друзья...
— понимающе закивали детина и очкарик.
— Ну, это, конечно, в корне меняет
дело: тут вы не сами себя похвалили, тут
вас похвалили ваши друзья...
Современные художники довольно задрали носы.
— Итак, значит, данная выставка —
это эвент, — констатировал очкарик.
— А ваш "Мордовский час" — это
перформанс. А битые кирпичи и консервные
банки — это инсталляции. Но, мы
слышали, у вас тут должен быть ещё
какой-то хэппенинг. Правильно?
— Да, всё правильно, — не стал
отрицать современный художник Леонид.
— Этот самый хэппенинг и есть главное
произведение нашего искусства. Хотите
посмотреть?
— За тем и пришли... — пробурчал
детина.
— Что же, смотрите. — Современные
художники, давясь от хихиканья, дружно
повернулись к посетителям спинами, синхронно
сняли штаны и показали голые задницы. —
Ну что, как впечатление?
— И это всё? — в тоне детины
чувствовалось недоумение. — Сие и есть
ваше главное произведение искусства?
— Да, самое что ни на есть главное,
— современные художники с гордостью
натянули штаны и повернулись к посетителям
лицами.
— Знаете, я где-то слышал, —
детина скептически покачал головой, —
что произведением искусства может считаться
только... м-м... что-нибудь
такое, чего не в силах создать подавляющее
большинство людей. А ваш хэппенинг —
очень уж простенькое представление. Никаких
затруднений в создании ему не прибавляет
даже неприличие.
— Хм, неприличие... — с
пренебрежением фыркнул современный
художник Олег. — Да, мы в курсе, что
это ваше "подавляющее большинство людей",
серое и отсталое, сочтёт наш хэппенинг
всего лишь чем-то, нарушающим
правила приличия. Потому что у этих жалких
и косных людишек нет ни художественной
смелости, ни прочих способностей для
правильного восприятия нашего произведения
искусства. Нашего акционистского шедевра.
— Ибо на самом деле произведение
искусство — это просто то, что
создал художник, — просветил
посетителей Леонид.
— Да, да, всё верно, — поддержал
очкарик версию Олега и Леонида. —
Превращение чего-либо в
произведение искусства зависит только от
контакта с художником. Любого контакта. Вот,
например, в 1961 году
итальянский авангардист Пьеро Мандзони
сначала запаял в консервные банки
собственные экскременты, а затем продал их
любителям искусства. Эти банки имеют
надписи на четырёх языках: "Дерьмо
художника".
Леонид и Олег одобрительно заулыбались:
ушлый Мандзони был их кумиром и идейным
вдохновителем.
— Ах вот, значит, как обстоят дела?
— на лице детины опять изобразилось
деланое почтение. — Но каким же
образом можно распознать этот "контакт с
художником"? Иными словами, как
определить: кто является художником?
— Художник — это творец. То
есть тот, кто не копирует чужие
арт-стратегии и не
эксплуатирует чужие
арт-наработки, —
отбарабанил затверженную назубок
формулировку Леонид. — А кроме того,
художник — это тот, кто нашёл смелость
провозгласить себя художником и затем
действовать как таковой.
— Вы сказали "тот, кто нашёл смелость
провозгласить себя художником"? — ехидно
переспросил детина. — Похоже, подобная
якобы уникальная смелость доступна
практически каждому человеку...
— Нет-нет: провозгласить себя художником
и затем действовать как художник может далеко
не каждый, — в голосе Олега зазвучали
героические нотки. — Ибо настоящему
художнику должно быть безразлично, что́
он получит за своё творчество: всемирную
славу или уголовное наказание...
— Ребята, наверное, имеют в виду,
— сообщил детине очкарик, — что за
их рисунок гигантского фаллоса на разводном
мосту или за переворачивание милицейской
машины вполне можно было схлопотать тюремный
срок...
— Вы абсолютно правильно нас понимаете,
— кивнул современный художник Леонид.
— Поэтому попробуйте — у вас сие
должно получиться — подойти к нашему
хэппенингу не как к асоциальному действу, а
как к произведению высокого искусства.
Настройтесь на адекватную волну: неужели вы
встречали на других художественных выставках
что-либо подобное? Неужели не
очевидно, что наша
арт-наработка совершенно уникальна?
— Да-да, к феномену хэппенинга никак
нельзя подходить с обычными мерками, —
опять поддержал современных художников
очкарик. — К сожалению, мало кто
способен в полном объёме воспринимать
шедевры провокативного реализма... Именно
поэтому, как я понимаю, зрители и не рвутся
посетить данный эвент...
— Что поделать: такова уж участь всех
мастеров, опередивших своё время, — с
удовольствием поддакнул очкарику, походя
подбросившему новенькое словосочетание
— "провокативный реализм" —
современный художник Олег.
— Ах, какие это, наверное, страдания,
что вы прозябаете в почти полной
безвестности, — посочувствовал очкарик
современным художникам.
— Прозябать в безвестности при жизни
— это удел вообще всех гениев, —
великомученически вздохнул современный
художник Леонид. — Нас оценят, увы,
только после смерти...
— Вы что, на полном серьёзе считаете
себя гениями? — изумился детина.
— А разве не заметно, с какой мощью и
решительностью мы раздвинули границы
человеческих представлений об искусстве?
— обиженно спросил современный
художник Олег. — Такая задача по
плечу только гениям...
— Да-да, от вашего раздвигания границ
искусство трещит уже по всем швам, —
опять польстил современным художникам
очкарик. — Кстати, ты же сам, —
обратился очкарик к детине, —
упрекнул их хэппенинг за простоту. А ведь,
как известно, всё гениальное —
просто...
— Тогда самое гениальное, —
язвительно скривился детина, — это
объявить выставкой пустое помещение, а её
экспонатами — самих посетителей.
Появляется посетитель — возникает
произведение искусства. Это можно назвать
"Выставка зрителей". А ещё можно
наставить везде зеркала, чтобы посетители
в них смотрелись, и назвать "Выставка
идиотов".
— А если устроители выставки не
ограничивают размер произведения, —
подхватил мысль детины очкарик, —
то его можно объявить бесконечно
маленьким или бесконечно большим. С
бесконечно большими деталями. И,
соответственно, проводить затем выставки
невоспринимаемых шедевров.
Невоспринимаемых по причине их
экстремальных размеров.
— Либо из-за их идеальной
прозрачности. То есть невидимости, —
предложил детина. — Впрочем, можно
обойтись без экстремальности размеров и
предъявлять произведения, например, в виде
куска пространства — типа пустоты в
ведре. Кстати, такой предмет искусства будет
очень удобно таскать по выставкам, размножая
и присваивая очередные номера, а главное
— его будет удобно продавать, зашибать
бабло...
— Ну нет, твоя пустота в ведре —
это почти повторение пустого зала для
посетителей, — заспорил очкарик. —
А настоящий продукт творца должен быть
максимально неповторимым. Именно поэтому
люди, что рисуют горы картин в так
называемом "своём неповторимом стиле", на
самом деле вовсе не художники, не творцы. А
всего лишь однообразные повторюшки.
Ремесленники.
— Ладно, согласен, — покладисто
кивнул детина. — Тогда предлагаю
представить публике в качестве произведения
искусства всю Солнечную систему. Или даже
всю Вселенную.
— По-моему, имеет смысл вообще проверить
вменяемость публики и на полном серьёзе
предъявить ей произведение искусства типа
нового платья короля, — хихикнул очкарик.
— Его можно демонстрировать, например, в
форме развешанных на стендах пустых плечиков
для одежды...
— Но здесь, как можно видеть, —
детина сочувственно обвёл авангардистскую
выставку рукой, — до этих идеалов
гениальности как максимальной простоты пока,
на мой взгляд, всё же далековато...
Неравнодушие двух посетителей к забытой всеми
выставке было столь явным и неподдельным, что
их личности наконец вызвали у современных
художников встречную заинтересованность.
— Ребята, а вы сами кто такие? —
спросил современный художник Леонид. —
Чем занимаетесь?
— Я — мелкий хулиган, —
хмуро прогудел детина. — Выражаюсь
нецензурно, угрожаю расправой. Обычно вон
ему. — Детина кивнул на очкарика.
— Выражаетесь нецензурно? —
Современные художники понимающе
улыбнулись, демонстрируя, что оценили
юмор детины. Они ведь и сами были
хулиганами.
— А я, как и вы, современный
художник: использую его, — очкарик
показал на мелкого хулигана, — для
создания произведений искусства.
— И что же собой представляют ваши
произведения искусства? — проявили
Леонид и Олег профессиональный интерес.
— Это, как и у вас, хэппенинги, —
ответил очкарик. — Хэппенинги нашей
арт-группы "Козья ностра".
— "Козья ностра"? — поднял брови
Леонид. — Олег, ты знаешь такую
арт-группу?
— Нет, в первый раз слышу, —
помотал головой Олег и обратился к
очкарику: — Эта ваша... как бишь её...
э-э... "Козья ностра" —
она, наверное, совсем недавно образовалась?
— Да-да, совсем недавно, — кивнул
очкарик. — И пока наша
арт-группа, в
общем-то, невелика: человек
пятнадцать, не больше. Но зато у нас все как
на подбор: типа вон его, — очкарик
показал на детину.
— Мы-то пришли к вам вроде как на
разведку, — хмуро сообщил современным
художникам детина. — Чтобы теперь
рассказать про эту выставку остальным нашим
ребятам. Их тут, наверное, многое
впечатлит. Завтра все сюда придём.
— А ваш хэппенинг завтра покажете?
— спросил Леонид. — Кстати, он у
вас как — нравится публике?
— Очень, очень нравится, — с
гордостью заулыбался очкарик. — Да мы
этот хэппенинг можем и прямо сейчас
показать...
— Прямо сейчас? Ну тогда показывайте,
конечно, — приглашающе кивнул Олег.
— Вам для антуража что-нибудь
потребуется?
— О, совсем немногое: просто
продемонстрируйте, пожалуйста, ещё раз ваш
замечательный хэппенинг, — попросил
очкарик. — Понимаете, обстановкой для
нашего хэппенинга всегда являются именно
чужие произведения искусства...
— Нет проблем, один момент... —
Современные художники опять дружно повернулись
к посетителям задницами и опять синхронно
сняли штаны.
— Ну как? — не поворачиваясь,
спросил Леонид.
— Просто классно, — сообщил детина
и дал Леониду по заднице такого пинка, что
современный художник пролетел пару метров
вперёд и плашмя шлёпнулся на пол.
— Вы что, совсем ох...ли ? —
завопил Леонид с пола.
— Ты разве ещё не понял, что выражаться
нецензурно — это моя прерогатива?
— недобро надвинулся на Леонида мелкий
хулиган.
— Коллеги, — миролюбиво обратился
к современным художникам очкарик, — то,
с чем вы сейчас столкнулись — это ведь
тоже не что иное, как хэппенинг. Поэтому
попробуйте — у вас сие должно
получиться — подойти к нашему
хэппенингу не как к асоциальному действу, а
как к произведению высокого искусства.
Настройтесь на адекватную волну: неужели вы
встречали на других художественных выставках
что-либо подобное? Неужели не
очевидно, что наша арт-наработка
совершенно уникальна?
— Да вы понимаете, что переходите все
границы? — истошно завизжал современный
художник Леонид. — Вы знаете, что вам
за это могут впаять срок?
— Да-да, всё верно, — согласился
очкарик, — мы так же, как и вы,
переходим прежние границы искусства. Правы
вы и в том, что нам за это вполне могут дать
тюремный срок. Но ведь мы, равно как и вы,
современные художники. А современным
художникам, как известно, всё равно, за
что получать уголовное наказание: за
рисунок гигантского члена на разводном
мосту, за переворачивание милицейских машин
или за рукоприкладство к произведениям
искусства. Вы же, ребята,
как-никак гении, великие
художники. И потому, прикладывая наши руки
и ноги к вам, мы тоже создаём великое
искусство. Наш хэппенинг носит название...
э-э... "Мордоворотский час".
Пока очкарик разглагольствовал, современный
художник Олег потихоньку вытащил железный
прут из ближайшей инсталляции "Битые кирпичи
плюс гнутая арматура.
Арт-объект № 18" и,
спрятав его за спину, подкрался к детине
сзади.
Но тот был наготове. И едва только
современный художник Олег с максимального
замаха разогнал прут, чтобы нанести им
удар, детина ловко увернулся от
просвистевшего мимо его головы прута и
зубодробительным хуком по челюсти отправил
Олега падать в отключку — прямо в
инсталляцию "Находки на помойке.
Арт-объект № 15".
Оставшись стоять в одиночестве,
современный художник Леонид совсем
занервничал.
— Сейчас же прекратите хулиганить,
— дрожащим голосом проблеял он. —
А то вас... милиция... — тут Леонид
вспомнил, что совсем недавно сам всячески
донимал терпеливую милицию, и докончил:
— А то вас накажут... по всей
строгости закона...
— Слушай-ка, — раздумчиво
обратился детина к очкарику, словно
спохватившись, — а нам, пожалуй, и
впрямь лучше действовать поосторожнее.
Понимаешь, есть такая штука: если бить
современного художника кирпичом по голове,
то это пройдёт по третьей, по самой тяжёлой
части статьи "Уголовного кодекса" про
хулиганство — потому что кирпич
является орудием преступления. А вот если
бить современного художника с размаху
головой о пол, то сие будет проходить
уже только по второй части той же статьи.
Ибо это менее опасное деяние: ведь в нём
нет применения орудия...
Детина засучил рукава, схватил Леонида
поперёк туловища, перевернул вверх
ногами и поднял повыше, чтобы со всего
маху воткнуть головой в пол.
— Подождите, подождите, —
истошно завизжал перевёрнутый Леонид, до
которого что-то начало
доходить. — Не бейте, не бейте меня.
Никакой я не современный художник, я
просто дурью маюсь...
— Дурью маешься? — переспросил
детина. — Так ты, значит, просто
придурок? Правильно я говорю?
— Да, правильно... — захныкал
Леонид.
— Ай, какая незадача... — Детина,
на лице которого появилась расстроенная
гримаса, нехотя перевернул Леонида обратно
на ноги. — Опять у нас, значит,
прокол вышел... А мы ведь так любим
создавать произведения современного
искусства... Как бишь они у нас
называются? А, ну да: хэппенинги...
— Представляете, — тоже пожаловался
Леониду очкарик, — в поисках мест для
проведения новых хэппенингов нам всё время
приходится переезжать из города в город...
Да, из города в город...
— А почему из города в город? —
тупо спросил Леонид.
— Дело, увы, в том, что ни на одной
выставке современного искусства, — с
печалью сообщил очкарик, — нам пока ни
разу не удавалось провести больше одного
хэппенинга...
— Потому что все художники сразу
сворачивают свои выставки? — догадался
Леонид.
— Какие ещё художники, придурок? —
грозно пробасил детина и дал Леониду
здоровенный подзатыльник. — Не забывайся,
а то опять придётся приводить тебя в чувство...
— Ну ладно, на сегодня с вас, с придурков,
пожалуй, хватит, — незлобиво кивнул
очкарик. — Мы, стало быть, пока уходим. А
вы, придурки, начинайте готовиться к следующему
нашему визиту. Но только мы придём уже не
вдвоём. Нас будет намного больше. Ещё и публику
пригласим. Для поддержки. Кстати, я говорил вам,
что наши хэппенинги публике ужасно нравятся?
20.11.2010 г.
|